Автор Тема: "Орнамент"  (Прочитано 942 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
"Орнамент"
« : 16 Октября 2009, 19:46:42 »
Во втором классе по геометрии положено периметр многоугольника изучить.
Готовясь к уроку, думала как бы повеселее это устроить, чтобы ребята побольше поизмеряли, да повычисляли, чтобы не сидеть с линейками, сгорбившись за столом.
И опять выручил "Орнамент"! Целое занятие ребята с удовольствием выбирали фигуры по желанию, измеряли длины сторон, складывали, считали. У кого фигур больше, да у кого посложнее. Очень понравилось периметр октагона посчитать, а октаграммы?! Сопят, языки повысунули, аккуратно стараются, чтоб точно всё было. На следующем этапе попробуем формулы повыводить. И ещё умножение хорошо тренировать.
Кому-то из ребят рамка попалась. Выяснили, что периметр бывает внешний и внутренний, какой из них больше? На сколько? Одинаково ли расхождение у всех фигур?
Будем симметрию проходить - опять "Орнамент" пригодится. Все ли фигуры симметричны? И "Платоновы тела" тоже откроем. Попробуем сами симметричные фигуры создать.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #1 : 27 Октября 2009, 20:39:37 »
В процессе работы с "Орнаментом" были разработаны вот такие схемы-картинки, которые предлагаю своим маленьким ученикам. Первый уровень сложности предполагает подробные чертежи в масштабе 1:1, т.е. все детали прорисованы в натуральную величину. Пособие объединяет в себе математику и чтение.
Такую работу можно начинать уже с 12 мес., правда только в сопровождении взрослого. Малыш может подавать детали, а взрослый, накладывая деталь на чертёж, комментирует: "Эта фигура сюда не подходит. Ты дал прямоугольник, а нам нужен квадрат. Давай-ка поищем квадрат. Вот он! Это квадрат. Какой стороной мы его здесь поместим: белой или коричневой?" Таким образом, ребёнок выступает в этой работе в роли активного наблюдателя. Решение находится в совместном творческом поиске.
Дети постарше (3-4 года) могут уже самостоятельно собирать картинки (опять же, наложением на чертёж). После завершения работы можно побеседовать с ребёнком: "Какие фигуры ты использовал в своей работе? Сколько здесь треугольников? Трапеций? Из каких фигур тебе удалось собрать крышу домика (борт кораблика, парус и т.д.)? Как называются фигуры синего цвета?"
В 5-6 лет можно добавить и другие виды работы. Например, с помощью обведения деталей из "Орнамента" сделать такой же чертёж у себя в альбоме (тетради), а затем заштриховать или закрасить его. Возможно обведение деталей на цветной бумаге и создание аппликаций с опорой на оригинал.
<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/1_level.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/1_level.pdf</a>
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #2 : 27 Октября 2009, 20:53:26 »
А это - следующий этап (лет с 4-5), когда малышу предлагается самому догадаться как составить тот или иной элемент рисунка. Возможны два вида работ: наложение фигур на чертёж и выкладывание рисунка отдельно на фланелеграфе (на столе), глядя на чертёж.

<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/2_level.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/2_level.pdf</a>


Огромное спасибо Елене Андреевой за техническую, творческую и методическую поддержку!
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #3 : 27 Октября 2009, 21:29:20 »
И, наконец, третий уровень сложности. Схемы предлагаются в уменьшенном виде.

Готовые копии необходимо разрезать на отдельные карточки, чтобы у каждого ребёнка была возможность работать самостоятельно. Да и лишнего ничего не мелькает перед глазами. Так легче сосредоточиться на одной учебной задаче. Все карточки из всех трёх наборов желательно заламинировать для большей прочности.
Схемы можно собирать и по памяти: поглядел на картинку, запомнил из каких элементов она состоит, сколько каких деталей понадобится (анализ и синтез), а затем закрыл карточку и собрал по памяти. Можно устроить соревнования на скорость. Тогда понадобятся несколько наборов "Орнамента", в противном случае, деталей может не хватить.
<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/3_level.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/3_level.pdf</a>
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Светлана

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 7
    • Женский
    • г. Хабаровск
Re: "Орнамент"
« Ответ #4 : 30 Октября 2009, 04:36:05 »
Вау! Виктория, я ахнула увидев, что вы придумали! Я поняла, что я ничего не знаю о методиках, о творческом подходе. Вы гений, пожалуйста, делитесь своим опытом! Какие у вас потрясающие фото, наглядно всё, понятно! Здорово!

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #5 : 30 Октября 2009, 07:49:27 »
Светлана! От гения слышу! )))))) Ждём продолжения про физкультуру с использованием методик Н.Зайцева! ))
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #6 : 04 Ноября 2009, 16:16:38 »
С читающими ребятами можно вот такую работу проделать. Распечатать лист из приложения по количеству детей. Каждому ребёнку понадобится ещё простой и цветные карандаши. Дети прочитывают названия фигур в клетках, находят соответствующую деталь из "Орнамента" и обводят её в клетке. После этого раскрашивают цветными карандашами. Получившийся плакатик можно вклеить в тетрадку или в альбом, чтобы дома ещё раз вернуться к этому материалу. Предупредите малышей, что обводить нужно вкладыши. Не во все клетки рамки смогут уместиться по размеру, а вкладыши помещаются легко.
<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/trafaret.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/trafaret.pdf</a>
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Lika

  • Житель форума
  • ****
  • Сообщений: 340
  • Что не отдано, то потеряно
    • Женский
    • Baltimore, USA
Re: "Орнамент"
« Ответ #7 : 04 Ноября 2009, 16:57:18 »
Виктория, большое спасибо за интересные идеи и материалы.

Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: "Орнамент"
« Ответ #8 : 05 Ноября 2009, 16:01:01 »
Да, Вика, вы настоящий кладезь! Я безумно рада, что такой форум появился! Вот уж воистину: networking - это наше всё!

Оффлайн Елена

  • Администратор
  • Завсегдатай форума
  • *****
  • Сообщений: 209
  • Учим вас и ваших детей
    • Женский
    • Санкт-Петербург
Re: "Орнамент"
« Ответ #9 : 07 Ноября 2009, 00:35:02 »
Вот ещё чертежи узоров для распечатки (1:1) из методички к новому изданию "Орнамента". Как продолжение темы, разработанной Викторией.

<a href="http://www.metodikinz.ru/files/doc/uzory.pdf" target="_blank">http://www.metodikinz.ru/files/doc/uzory.pdf</a>
Даже если знания раздаются бесплатно, приходить нужно всё равно со своей тарой.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #10 : 07 Ноября 2009, 11:50:39 »
Потрясающе!!!! Просто слов нет!!!!
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #11 : 22 Ноября 2009, 09:23:12 »
Из опыта работы с вышевыложеными чертежами: если в группе больше двух ребятишек, то, для того чтобы работать всем одновременно, понадобится не один комплект "Орнамента", а два или даже три. Приблизительно из расчёта - одна коробка на двоих.
И то (что, в принципе, очень ценно), ребятам перед началом работы придётся проанализировать выбранные чертежи и спрогнозировать, а не получится ли так, что у обоих в узорах участвуют одни и те же фигуры. В противном случае, если обоим ребятам понадобятся, скажем, 8 треугольников, то один из узоров останется несобранным.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

laican

  • Гость
Re: "Орнамент"
« Ответ #12 : 11 Января 2010, 08:24:18 »
Спасибо всем большое! Сколько много полезной информации!!!

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #13 : 06 Февраля 2010, 12:19:03 »
"Орнамент" нужен детям как воздух. Вот что у нас было, когда не было "Орнамента". Недавно в шкафу нашли! Спасибо Николаю Александровичу за это великолепную шкатулку. Мамам больше не придётся вырезать узоры из тряпочек. :)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #14 : 06 Февраля 2010, 13:16:16 »
Как показала практика, "Орнамент" развивает фантазию не только у детей, но и педагогов. Порой, увлёкшись этим занятием, невольно задумываешься, а не впадаем ли мы в детство? А, может быть, всё потому, что у нас самих такого "Орнамента" не было?
В процессе работы были придуманы вот  такие мини-узоры. Одни ребята накладывают фигурки прямо на чертёж, другие пробуют воспроизвести по памяти, третьи выясняют закономерности чередования узоров (ритм орнамента) и пытаются продолжить узор самостоятельно.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #15 : 06 Февраля 2010, 18:20:04 »
Чертежи этих ковриков выполнены на ватмане форматом А3. Пока фломастером. Есть мысль на компьютере всё это нарисовать, но пока не умею. Так что только фото. :)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #16 : 07 Февраля 2010, 09:55:15 »
Вот такие заготовки имеют среди детей просто ошеломляющий успех!
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #17 : 07 Февраля 2010, 09:57:38 »
В наборе есть и пустые заготовки, без готового орнамента, а украшения ребята придумывают сами.
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Алежна

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 186
    • Женский
    • Эстония, Нарва
Re: "Орнамент"
« Ответ #18 : 15 Марта 2010, 13:24:43 »
Виктория, интересные у вас трафареты! Особенно шапочки, кувшины!!! У нас тоже разные узоры, только я их сделала из цветной бумаги. А теперь чувствую, что на белом просто обвести это гораздо интереснее. Получается раскрашивание... Мы еще потом считаем сколько фигурок использовали, записывая длинные примеры (2+3+8+4...), и считаем по ленте.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #19 : 15 Марта 2010, 18:27:20 »
Мы еще потом считаем сколько фигурок использовали, записывая длинные примеры (2+3+8+4...), и считаем по ленте.

Замечательное дополнение, Алежна! Мы теперь тоже так будем! :clap:
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #20 : 17 Марта 2010, 10:42:14 »
Сегодня мы с ребятами (2 класс) учились измерять углы. И не придумали ничего лучше, как измерять углы фигур из "Орнамента". Ребятам очень понравилась такая работа. Поначалу я не заставляла их ничего чертить и дала им вдоволь насытить познавательный интерес. Хотелось поизмерять как можно больше. А затем появилось желание зафиксировать свои измерения. Тогда мои ученики стали обводить фигуры в тетрадки, давать им названия, например "Правильный выпуклый пятиугольник ABCDE". Я показала им правильную запись и работа закипела.
А тем временем, в программе по математике для 2 класса находим лишь то, что детей просто знакомят с углом (в учебнике даже нет объяснения что это такое). Мы взяли определение из "Элементарной математики" А. Киселёва, уж очень мне понравился этот учебник своей простотой, понятностью и в то же время, научностью. Наглядные чертежи, хорошие определения. Ребята очень оживились, увидев, что учебник старинный.
Но вернёмся к школьной программе, по которой дети должны чисто визуально научиться определять угол острый, тупой и прямой... Хм... Как же так? Во всём нужна точность! Я хорошо помню, мы учили, угол менее 90 градусов - острый, более 90 градусов - тупой, 90 градусов - прямой. А тут как прикажете объяснять? И я рискнула. И не пожалела. С большим интересом дети узнали про биссектрису и научились её чертить, и знакомство с транспортиром доставило много удовольствия, сегодня же узнали, что сумма углов треугольника всегда 180 градусов (сами измерили и сложили). А тогда стало интересно чему равна сумма углов пяти-, шести -, восьмиугольника...
Работая с "Орнаментом", узнали, что у прямоугольника и параллелограмма не только противоположные стороны равны, но и противоположные углы! У квадрата не только все стороны равны, но и все углы прямые! И не просто голословно, а сами измерили и увидели! Вот какая удивительная фигура! Кто-то случайно сложил два транспортира вместе. Получился круг! Давайте посчитаем: тут 180 градусов, да ещё 180. Круг - это 360 градусов! А полукруг? Это развёрнутый угол - 180!
И это всё за один час! Так почему же надо прятать до 5-го класса то, с чем дети с удовольствием познакомятся ранее?
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн smartkids

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 166
  • как хорошо уметь читать!
    • Женский
    • Мельбурн
Re: "Орнамент"
« Ответ #21 : 19 Марта 2010, 12:07:15 »
"Часики" ("Миллион+") теперь хорошее дополнение к этим играм: "Покажите мне тупой угол, а острый? 90 градусов? Кто быстрее найдет 360?"

Оффлайн Виктория Ку

  • Душа форума
  • *****
  • Сообщений: 1182
    • Женский
    • Красноярский край, г.Бородино
Re: "Орнамент"
« Ответ #22 : 19 Марта 2010, 14:48:42 »
Да-да! Это у нас следующий этап!  :)
Сумел дитя родить - сумей и научить.

Оффлайн ЛЕНА1

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 103
    • Женский
    • МОСКВА
Re: "Орнамент"
« Ответ #23 : 23 Февраля 2012, 23:48:59 »
Орнамент- отличная игрушка. Всем рекомендую! Нам три, но начали сразу строить объемные фигуры и плоские. Плоские - это узоры, почему-то из мелких деталек и только из них, зверушек,человечков (но у нас это мишки), паровозики, машинки.
Я хотела приобрести Никитиных методику, но теперь она нам не нужна. Это лучше!
Я думаю, что игру надо брать рано детям, очень рано. Вспоминая своих, думаю, что месяцев в 8-10.

Оффлайн ЛЕНА1

  • Завсегдатай форума
  • ***
  • Сообщений: 103
    • Женский
    • МОСКВА
Re: "Орнамент"
« Ответ #24 : 23 Февраля 2012, 23:51:28 »
Пока дети строили, я нарисовала вазу, шапку  с узорами, но дети сказали сразу: мы будем это раскрашивать, хотя раскрасок у нас океан дома.